Организационный стержень внутришкольного повышения квалификации — цикл ежемесячных семинаров (см. схему на рисунке.1), направляющих самообразовательную деятельность педагогов на базе ОИМ.
Цели и задачи образовательных встреч в рамках цикла можно посмотреть здесь
Открывается цикл стартовой встречей в форме педагогической мастерской. Основная идея первой встречи – заставить задуматься над рядом вопросов («Современен ли ты?», «Соответствуешь ли времени, новым требованиям?», «Есть ли желание учиться, развиваться?», «Что для этого нужно сделать?» и др.). Цель – пробудить у участников встречи желание учиться, саморазвиваться, проанализировать свои возможности, занятость, ресурсы времени, сформировать коллектив. На первой встрече происходит знакомство со структурой занятий, с ОИМ, с образовательным маршрутом первого этапа, с формой рефлексивного портфолио и другими методическими материалами.
Далее в соответствии со структурой, один за одним следуют 4 этапа:
- 1 этап — «ИКТ для урока». Тема: «Информационно-коммуникационные технологии – ресурс эффективности урока» (сентябрь – ноябрь);
- 2 этап — «ИКТ вне урока». Тема: «Формы организации внеурочной деятельности в условиях ИИКС» (ноябрь – январь);
- 3 этап — «ИКТ-проект». Тема: «Проектная деятельность в условиях ИИКС»(январь – март);
- 4 этап — «Как оценивать?» Тема: «Система оценки образовательного результата ученика – основа новых ФГОС» (март – май).
Каждый этап построен по однотипной схеме (см. рисунок 2). В начале каждого этапа на установочной встрече очерчивается круг тем, которые рекомендуется изучить самостоятельно, предлагаются основные и дополнительные материалы по темам, выдаются задания маршрута и электронное рефлексивное портфолио, просматриваются видеоматериалы. Слушатели знакомятся с формой и режимом консультирования при самостоятельной работе в течение месяца, определенным образовательным учреждением.
Через месяц самостоятельного знакомства с материалами, проводится семинар-«мотиватор», на котором выступают опытные педагоги, активно и разнообразно использующие ИИКС в своей работе (сегодня в каждом образовательном учреждении есть такие специалисты). Проводится круглый стол с обсуждением впечатлений и идей. Ставится задача на следующий месяц самостоятельной работы – разработка и апробация слушателями новых для себя приемов использования ИИКС в собственной практике работы. Выбор свободный.
Заканчивается этап семинаром-практикумом, на котором в присутствии доброжелательно настроенных общественных экспертов происходит демонстрация слушателями их разработок (это фрагмент урока, прием, электронный образовательный ресурс и пр.), обмен опытом и рефлексия. Обсуждаются электронные портфолио, обобщаются итоги общественной экспертизы. Важно остановиться на вопросе о том, что мы понимаем под общественной экспертизой.
Использование процедуры общественной экспертизы, с нашей точки зрения, очень важно для слушателей. С одной стороны, это – опыт, который помогает выработать навык оценки, умение предсказывать ожидаемый эффект от привлечения средств ИКТ в образовательную практику, во-вторых, это – возможность для автора услышать мнение со стороны, что-то подправить, или наоборот, укрепиться в найденном решении, и, наконец, это – отражение принципа открытости и прозрачности образовательного процесса в школе.
В конце семинара-практикума дается старт следующего этапа, и слушатели знакомятся с новым комплектом тем.
После окончания четвертого этапа проводится последний финишный семинар, основная цель которого – сформировать установку на дальнейшее постоянное самообразование и использование полученного в данном образовательном маршруте опыта в дальнейшей педагогической практике. В случае успешного прохождения всех этапов образовательного маршрута выдается школьное свидетельство о повышении квалификации, которое учитывается школьной администрацией. При введении в экспертное сообщество представителей районного методического центра и заранее достигнутых договоренностей и разработки соответствующих локальных актов, возможна выдача свидетельства о повышении квалификации районного образца. Каждому этапу может быть сопоставлено не менее 18 часов традиционных курсов, что соответственно за год составляет не менее 72 часов.