(материалы журнала «Начальная школа)

ДИКТАНТ – письменная проверочная работа, предусматривающая записывание текста, диктуемого учителем.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ, ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ – диктант с предварительным выделением и объяснением орфограмм, встреченных в тексте. Предупредительный диктант применяется с целью закрепления полученных орфографических навыков и повторения изученного материала. Объяснительные диктанты проводятся тогда, когда ученики достаточно хорошо усвоили правила правописания и самостоятельно могут их применить на практике без предварительного объяснения и разбора орфограмм, т. е., ошибки не предупреждаются.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ – диктант, включающий слова с непроверяемыми орфограммами (из словаря). Состоят из слов или словосочетаний на изученные правила.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ (картинный, слуховой, зрительный) – частичный диктант с выписыванием из текста слов или словосочетаний. Ставит целью отработать правописание слов на изучаемые орфографические правила. Учитель предлагает детям либо карточки – картинки, либо карточки – слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

1) распределить слова в 2 – 3 столбика (по указанному учителем признаку: орфограмме, значению, вопросам, частям речи и т. д.);

2) выписать из текста слова из «Словаря» и пр.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ с предварительным разбором особенно полезен при обучении правописанию слов, не регулируемых правилами. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке (доске) трудное слово с выделенной орфограммой и записывают его по памяти (в случае необходимости выясняется значение слова).

КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ:

1) учитель показывает карточку – картинку, дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;

2) учитель показывает карточку – картинку, дети называют изображённый предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную и ставя знак ударения;

3) учитель показывает карточку – картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображённого на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую нужно запомнить при письме (или другие орфограммы), ставят знак ударения.

ДИКТАНТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК. Учитель читает загадку, дети отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем дети записывают слово – отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ ПО ПАМЯТИ:

1) записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор);

2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву Е и т. д.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ С КОММЕНТРОВАНИЕМ. Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

ТВОРЧЕСКИЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ – заменить развёрнутое опреде-ление одним словом. Например:

1) четвёртый день недели (четверг);

2) приём пищи в середине дня (обед) и т.д.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ – запись текста, не следующая строго за оригиналом; диктуется учителем по 2 – 3 предложения; слова, трудные при написании, выписываются на доске. Способствует как совершенствованию навыков грамотного письма и правильного употребления грамматических форм, так и развитию письменной речи.

ОБРАТНЫЙ ДИКТАНТ. При «обратном» диктанте учитель пишет на доске под диктовку школьников подготовленные ими заранее слова, словосочетания, предложения на заданную орфографическую или пунктуационную тему, объясняя основные орфограммы или пунктограммы, а дети записывают их в тетради. Необходимый материал школьники берут из различных источников: учебников русского языка, математики, природоведения, книг для чтения, орфографических, толковых словарей, детских журналов и т. д.

ДИКТАНТ – ИГРА «КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ». Для запоминания предлагается цепочка из двух, трёх и более слов, которые учащиеся записывают в тетради. Количество слов в цепочках учитель должен увеличивать постепенно, после того, как цепочку из определённого количества слов легко запоминает большинство учеников класса.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ – контроль за формированием навыков право-писания.

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ способствуют развитию самостоятельности учащихся, их речи и мышления и служат средством повторения и закрепления изученного материала.

КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО – написание текста с устным графи-ческим пояснением орфограмм.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ – запись слов и предложений без текста с предварительным заучиванием и выделением орфограмм. Развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.

ВОССТАНОВЛЕННЫЙ ДИКТАНТ – выписывание учащимися из продикто-ванного текста определённых грамматических категорий (глаголы, имена существительные и т.д.), а затем конструирование текста по выписанным из диктанта словам.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ проводятся в соответствии с изучаемой темой.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ способствует развитию орфографической зоркости, умения видеть как предложение в целом, так и его отдельные части.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – обязательный элемент каждого урока. Она проводится в целях закрепления, совершенствования приобретённых ранее знаний или в целях первичного закрепления сообщённых на данном уроке знаний.

ИЗЛОЖЕНИЕ – письменное описание, сообщение с последовательной и точной передачей основной мысли текста.

ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ПО ГОТОВОМУ ПЛАНУ – изложение основной мысли по плану, предложенному учителем.

ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ПО КОЛЛЕКТИВНО СОСТАВЛЕННОМУ ПЛАНУ – изложение с детальным разбором текста, делением его на части и озаглавливанием каждой части.

ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – изложение, проводимое на основе зрительного восприятия текста под руководством учителя по данным вопросам.

ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ПО САМОСТОЯТЕЛЬНО СОСТАВЛЕННОМУ ПЛАНУ – изложение, включающее в себя лексико – орфографическую подго-товку, но план выполняется силами учащихся, без посторонней помощи.

СОЧИНЕНИЕ – письмо связного текста с предварительной коллективной подготовкой, изложение учениками своих мыслей на заданную тему.

СОЧИНЕНИЕ – МИНИАТЮРА – письмо небольшого связного текста с использованием данных словосочетаний по заданной теме.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА – составление предложений, выбирая подхо-дящие по смыслу грамматические категории (глагол, имя прилагательное и т.д.) или замена одной грамматической категории другой (например: имена существительные – местоимениями).

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ – письмо связного текста с опорой на предложенную учителем картину и вопросы для сочинения.

ОРФОЭПИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ (читай, как говорим).

ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ (читай, как пишем). В основе орфогра-фического чтения лежит артикуляционная память, точнее, особый вид моторной памяти. Также при орфографическом чтении подключается ещё один вид памяти – слуховая. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений речевого аппарата. При таком чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчётливо, – что облегчает его восприятие и повторение. Орфографическое чтение в классе проводится чаще всего хором. Учитель читает слово или сочетание слов, дети повторяют их точно в том же отрезке времени, не растягивая слова на слоги. Позднее учитель может читать текст обычным чтением, а дети хором произносят слова, сочетания слов орфографическим чтением, т.е. так, как пишут.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1996 — 2024 © ГБОУ СОШ №255 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга

Написать нам

Sending

Введите данные:

Forgot your details?