Основной замысел проекта.
Методическая разработка представляет собой разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; описание междисциплинарного долгосрочного коллективного проекта «Путевой журнал Гулливера». Цель проекта – развитие читательской культуры младших школьников, их функциональной грамотности, кругозора, фантазии, творческого воображения, через практикоориентированную проектную деятельность на литературном материале с использованием современных средств и инструментов, в том числе с опорой на STEAM-технологии.
Актуальность: Одна из главных целей современного образования – подготовка ребенка к жизни в высокотехнологичном цифровом обществе, которое потребует в будущем от него особых интеллектуальных способностей: умения быстро находить информацию, извлекать нужные факты, обобщать, систематизировать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию. Независимо от формы представления, главным источником знания является текст. Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умение читать относятся к УУД, а формирование читательской грамотности – наиважнейшая задача всех педагогов. Чем разнообразнее и интереснее для ребенка деятельность, тем эффективнее педагогический эффект развития ребенка. Чем больше дисциплин вовлекается в практическую проектную деятельность, тем более можно ожидать развитие функциональной грамотности. Этим объясняется использование в проектной деятельности помимо традиционных технологий работы с текстом (нацеленность на умение ориентироваться в содержании, понимать целостный смысл, рефлексировать в разных жанрах), технологий STEАM-образования, которые позволяют реализовать на практике задумки детей и имеют высокий потенциал в развитии интереса. Привлечение в проектную деятельность как вспомогательных STEAM-технологий способствует формированию инженерного мышления, что также актуально само по себе.
Новизна методической разработки выражается в ее комплексном коллективном характере, объединившем в одном проекте самые разнообразные технологии деятельности детей и формы представления результатов проекта.
Вот далеко не полный перечень этих технологий: разнообразная работа с текстом романа Дж. Свифта «Путешествия Леммюэля Гулливера»; изучение научно-познавательной и публицистической литературы по теме; поиск информации в интернете; создание текстов разных стилей; технологии работы с бумагой, картоном, кожей; оригами; разработка дизайна книги (графика, ручка, фломастеры, гуашь, акварель); объемное рисование в технике 3D-ручки; моделирование в САПР и печать моделей на 3D-принтере; лазерная резка ;компьютерная верстка; компьютерная графика.
Деятельность в проекте носила коллективный и индивидуальный характер, кроме классного руководителя в нее были включены учителя ИЗО, технологии, педагоги дополнительного образования школы, родители, внешние консультанты.
Педагогические задачи
- актуализировать новый опыт читательской, литературно-творческой и коммуникативной деятельности;
- создать условия применения имеющихся знаний и умений, полученных на различных учебных предметах (окружающий мир, музыка, литературное чтение, математика, технология, ИЗО, занятиях внеурочной деятельности «С компьютером на Ты»);
- формировать рефлексивные умения, выражать их в текстах разных жанров;
- развивать творческие способности через генерацию идей («фишечек») проекта и через оформительский дизайн;
- формировать основы инженерного мышления;
- развивать практические навыки работы с разными материалами и инструментами;
- формировать навыки коллективной и групповой деятельности.