Ежегодно проводится всероссийское тестирование социально значимых характеристик личности современных школьников и студентов. Тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования. Результаты тестирования позволяют определять, как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения. Анализ результатов тестирования поможет организовать профилактические мероприятия для обеспечения психологического благополучия личности обучающихся, оказать им своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

Что такое социально-психологическое тестирование (СПТ)?

Социально-психологическое тестирование (СПТ) – это психодиагностический метод исследования, в котором обучающиеся в образовательных организациях участвуют ежегодно, позволяющий определить эмоциональное и психологическое состояние учащихся, их индивидуальные особенности и проблемы, а также особенности взаимодействия с окружающими и способы преодоления стрессовых ситуаций.

С 2019 года СПТ проводится по Единой методике, которая представляет собой опросник, направленный на исследование социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к рисковому поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

С какого возраста или с какого класса проводится СПТ?

СПТ проводится в отношении обучающихся, достигших возраста 13 лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации, что означает необходимость соблюдения обоих условий для участия в тестировании.

Зачем нужно СПТ?

Не всегда мы, взрослые, видим и можем заметить проблемы ребенка, ускользающие от нашего родительского взгляда. Как раз эту задачу и помогает решить СПТ. Оно позволяет своевременно выявить то, насколько ребенок готов придерживаться социальных норм и правил; риски его попадания под влияние «дурной компании»; оценку подростком детско-родительских отношений и того, насколько он может доверять родителям; присутствие в его личности черт, отражающих склонность к девиантному поведению; способность его к адаптации в коллективе сверстников. Ведь как известно, лучше предотвратить проблему, чем потом бороться с её последствиями.

Анализ полученных результатов помогает определить направленность и содержание дальнейшей профилактической и воспитательной работы в образовательной организации, позволяет оказывать обучающимся группы риска своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

Таким образом, СПТ является диагностическим компонентом для построения адресной профилактической и воспитательной работы с обучающимися.

СПТ – это добровольная процедура?

Да. Но тем не менее она требует письменного согласия. До 15 лет за ребенка его подписывает родитель (законный представитель). После 15 лет согласие подписывает сам ребенок. Статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определено, что СПТ проводится только при наличии информированного согласия.

Как часто проводится СПТ?

Согласно п. 4 Порядка проведения СПТ, в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях СПТ проводится ежегодно. Мероприятия СПТ проводятся в начале учебного года, что позволяет использовать результаты СПТ в профилактической и воспитательной работе образовательной организации в течение всего учебного года. Ежегодное проведение СПТ позволяет проследить динамику личностного развития ребенка. Детям всегда интересен вопрос собственных изменений, а родителям — тем более.

В какой форме проводится СПТ?

Согласно п. 7 Порядка проведения СПТ, тестирование может проводиться как в бланковой, так и в компьютерной форме.

Можно ли выявить факт потребления наркотиков или психотропных веществ с помощью СПТ?

Нет. СПТ не выявляет наркопотребителей. С помощью СПТ исследуются социально-психологические условия, формирующие психологическую готовность к рисковому (аддиктивному) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

Какие вопросы задаются обучающимся в ходе проведения СПТ?

В Единой методике СПТ представлены вопросы на понятном для обучающихся языке, которые касаются различных сторон личности, особенностей реакции на определенные жизненные обстоятельства и выбора стратегии поведения в них. Психологические опросники не предполагают правильного (хорошего) ответа или неправильного (нехорошего). Важен любой ответ, главное, чтобы он был искренним и отражал точку зрения респондента. Важен любой ответ, главное, чтобы он был искренним и отражал точку зрения обучающегося. В структуру опросника введена шкала лжи, созданная для выявления недостоверных ответов, чтобы исключить неверные результаты и их интерпретацию.

Могут ли результаты СПТ быть использованы для диагностики заболеваний?

Нет, результаты СПТ не являются основанием для постановки какого-либо диагноза. СПТ представляет собой психодиагностический опросник, который состоит из набора утверждений, касающихся различных сторон личности подростка/юноши, особенностей его реакции на определенные жизненные обстоятельства и выбора стратегии поведения в них.

Кому будут известны результаты тестирования?

Согласно Порядку проведения СПТ, как при проведении СПТ, так и при хранении его результатов должна обеспечиваться конфиденциальность.

«Конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя» (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Для обеспечения конфиденциальности анкеты обезличены, а обучающимся присваиваются персональные коды. Список соответствия персональных кодов и ФИО обучающихся не подлежит распространению и размещению в открытом доступе.

За обеспечение конфиденциальности при проведении СПТ и хранении его результатов ответственность несет руководитель образовательной организации.

Родители могут ознакомиться с результатами СПТ. Для этого нужно обратиться к школьному психологу образовательной организации, который отвечает за его проведение.

Результаты СПТ помогают понять, над чем именно нужно работать с каждым ребенком для того, чтобы сформировать у него личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе.

Результаты СПТ помогают выстроить профилактическую работу, основанную на индивидуальном подходе.

1996 — 2024 © ГБОУ СОШ №255 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга

Написать нам

Sending
Авторизация
*
*
Генерация пароля

Введите данные:

Forgot your details?