Целью образовательного процесса в начальной школе в 2024-2025 учебном году является обеспечение качества образования в условиях успешной реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом Федеральной образовательной программы начального общего образования, обеспечение дополнительного углубленного изучения отдельных учебных предметов.
Задачи начального общего образования:
- обеспечить реализацию образовательного процесса, предусмотренного учебным планом, освоения 1 уровня образовательного пространства с учетом углубленного изучения отдельных учебных предметов;
- обеспечить реализацию задач ФГОС; освоение универсальных учебных действий с использованием программно-методического комплекта «Школа России»;
- обеспечить формирование нравственной позиции, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; основ гражданской идентичности и мировоззрения;
- обеспечить формирование основ коммуникационной культуры, социальной, познавательной, коммуникативной компетентностей;
- создать условия, способствующие охране и укреплению физического и психического здоровья детей; сохранению и поддержке индивидуальности обучающегося; формированию культуры здорового образа жизни.
Продолжительность учебного года:
- 1 класс — 33 учебные недели;
- Дата начала учебного года – 2 сентября 2024 года.
Продолжительность уроков в 1 классе:
- 35 минут в сентябре-декабре,
- 40 минут в январе-мае.
Предельно допустимая недельная учебная нагрузка:
- 1 класс – 21 час
Образовательная недельная нагрузка
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1 классов – не более 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований СанПиН 2.4.2.2821-10:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе;
- используется «ступенчатый режим обучения»:
- в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый,
- в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый,
- в январе-мае – по 4 урока по 40 минут каждый;
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
Использование «ступенчатого режима обучения» в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) проводится в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся.
Уроки в нетрадиционной форме распределены в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом:
- 24 урока физической культуры
- 24 урока по другим учебным предметам, в том числе:
- 4-5 экскурсий – по предмету окружающий мир,
- 3-4 экскурсии – по изобразительному искусству,
- 4-6 нетрадиционных занятий – по технологии;
- 4-5 уроков-театрализаций – по музыке,
- 6-7 уроков-игр и экскурсий – по математике.
Во второй половине дня в школе работают группы продленного дня, организована внеурочная деятельность. В кабинетах, где расположены группы продленного дня, выделена зона отдыха для детей. Обучающиеся обеспечены горячим питанием.
Расписание времени уроков и перемен на период сентябрь-декабрь 2024 года
№ урока
Время урока
Время перемены
1
09.00-09.35
09.35-09.55
2
09.55-10.30
10.30-10.40
3
10.40-11.15
11.15-11.35
4
11.35-12.10
12.10-12.20
5
12.20-12.55
12.55-
Расписание времени уроков и перемен на период январь-май 2025 год
№ урока
Время урока
Время перемены
1
09.00-09.40
09.40-09.50
2
09.50-10.30
10.30-10.40
3
10.40-11.20
11.20-11.40
4
11.40-12.20
12.20-12.50
5
12.50-13.25
13.25-
Учебные предметы
Русский язык
5 часов в неделю
Литературное чтение
4 часа в неделю
Математика
4 часа в неделю
Окружающий мир
2 часа в неделю
Музыка
1 час в неделю
Изобразительное искусство
1 час в неделю
Технология
1 час в неделю
Физическая культура
3 часа в неделю
Максимально допустимая недельная нагрузка 21 час
Учебная литература
В начальной школе обучение ведется по УМК «Школа России» (комплект учебников) + рабочая тетрадь.
Школа обеспечивает обучающихся первых классов учебниками и рабочими тетрадями полностью.
Ценность комплекта состоит в том, что ему присущи такие характеристики, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому с возможностью для организации проектной деятельности учащихся, как в рамках отдельных предметов, так и на межпредметной основе.
На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
Прежде всего, для ребенка не должно стать новостью, что он сам содержит в порядке свои вещи и самого себя. Навык самообслуживания и самоконтроля помогает быстро адаптироваться, как и умение учитывать правила, которые ему сообщает взрослый, желание следовать этим правилам, способность контролировать свои эмоции и реакции. Для успешной адаптации школьнику очень важно понимать правила пребывания в классе, уважать их и хотеть соблюдать. Хорошо, если в ребенке сформированы терпение, настойчивость, волевое стремление справиться с поставленной задачей самостоятельно, обращаться за помощью только после двух-трех самостоятельных попыток и, несмотря ни на что, достигать цели.
Первокласснику очень важно уметь общаться со сверстниками, иметь понятие коллектива, где все взаимодействуют, помогают друг другу, учиться приходить на помощь сверстникам при необходимости. Для того чтобы у ребенка было сформировано чувство ответственности, хорошо, если в семье у него есть обязанности, за которые он несет ответственность перед семьей, ведь в классе он тоже будет выполнять определенную роль как член коллектива. Но если в собственной семье ребенку многое дозволено, не сформировано понятие ответственности (долга), родители должны быть готовы, что ему очень трудно будет работать в коллективе, трудно будет учителю, у которого есть и другие ученики, да и самим родителям станет сложно в определенное время.
Выстроенный распорядок жизни, взвешенный подход к балансу физических, интеллектуальных, эмоциональных нагрузок и качественного полноценного отдыха, правильное питание, соответствующее возрасту, теплые отношения доверия и взаимного уважения в семье – вот благоприятные условия подготовки ребенка к школе.
Организация помощи первокласснику в учебе
- Следите за тем, чтобы ребенок занимался в одно и то же время и придерживался режима дня первоклассника.
- Не отчаивайтесь, если у ребенка не сразу получается так, как вам хочется. Вспомните свои переживания в 1 классе.
- Научитесь точно ставить перед ребенком учебную задачу, но не более одной, ведь ему трудно удерживать внимание на нескольких объектах. Например : «Постарайся плавно соединить слоги в слова», «Попробуй аккуратно написать новую букву» и т. д.
- Главным для учебных тренировок является положительный эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, при которой обязательно будет достигнут качественно новый результат.
- Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребенка. Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию ребенка предполагает изучение его личных успехов, его личного роста относительно самого себя. Поддержите ребенка в трудной ситуации словами: «Я уверена, что у тебя все получится».
- Приучайте ребенка ежедневно собирать портфель, контролируйте, но не делайте это за него.
В 1 классе обучение безоценочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника. Наблюдать за результатами обучения родители могут в портфолио учащегося, в котором идёт накопление и оценка индивидуальных достижений ребёнка в период его обучения в начальной школе. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.